АНБАУ передовые идеи на практике
Что же такое Тилтротатор...?
Тилтротатор (рототилт) - это устройство, представляющее собой комбинацию ротатора и гидропривода, которое навешивается на рукоять экскаватора и позволяет вращать навесное оборудование как в горизонтальной, так и в вертикальной плоскости.
История тилтротаторов берет свое начало в Швеции в 80-х годах XX века (впрочем как и квик-каплеров). Абсолютно точной информации о том кто первый придумал это устройство нет. Идея тилтротатора вероятнее всего давно зрела в умах шведских инженеров. Поэтому корректно можно сказать так, что первооткрывателями тилтротаторов являются ряд шведских компаний, таких компании, как SMP, ENGCON, INDEXATOR. Кстати именно компания INDEXATOR дала второе имя тилтротатору - рототилт (Rototilt).
Что же послужило причиной изобретения тилтротатора?
При выполнении строительных работ, зачастую у экскаваторщика возникает потребность в точном пространственном позиционировании навесного оборудования, что не позволяет сделать рукоять экскаватора. Например при работах когда молот должен работать в горизонтальном положении, либо когда необходимо повернуть навесное оборудование (виброплиту, фрезу, гидроножницы и т.д.). То есть при выполнении более сложных, по сравнению с традиционным копанием котлованов, работ - снос зданий, уплотнение грунта, фрезерование, сортировка строительного мусора... встает необходимость наклонять и вращать навесное оборудование. В связи с этим и появились первые тилтротаторы. По своему устройству тилтротаторы состоят из двух компонентов: первый - это механизм, вращающий в горзионотальной плоскости и второй - вращающий (точнее наклоняющий) в вертикальной плоскости. За вращение в горизональной плоскости отвечает так называемый ротатор, часто у производителей он бывает шнекового принципа действия (шнек приводит в движение зубчатое колесо). За вращение в вертикальной плоскости отвечает система цилиндров, обычно их два (слева и справа). Большинство основных производителей тилтротаторов и сейчас используют именно гидроцилиндры с тех времен, как появились первые тилтротаторы. И лишь одна компания из Германии - HKS решила отойти от их традиционного устройства и впервые применила гидропривод.
Все дело в том, что использование гидроцилиндров имеет ряд особенностей. Гидроцилиндры - это весьма прихотливые устройства, требующие своевременного техобслуживания, прежде всего, смазки. У современныех тилтротаторов насчитывается до 14 точек смазки гидроцилиндров. А ведь, порой, работы проводятся в неблагоприятнх погодных условиях, порой под водой, на песчанном грунте. Штоки гидроцилиндров подвергаются значительным нагрузкам. Еще один очень важный момент - габариты. Если необходимо работать ковшом в узкой траншее, или рядом со стеной здания, то есть в ограниченных пространствах, то гидроцилиндры становятся помехой и не позволяют выполнять работы. В то же время гидропривод внешне имеет форму цилиндра и устанавливается как правило на ротатор. И тилтротатор на базе гидропривода более компактен чем его аналог с гидроцилиндрами.