АНБАУ передовые идеи на практике
Длинная рука разрушения. Машины со сверхдлинным рабочим оборудованием.
Автор Малютин Л.Л., журнал "Основные средства" №7/2009
Внешне они отличаются усиленной высокой ходовой частью, причем на ряде моделей с регулируемой колеей, усиленной рамой поворотной платформы, увеличенным противовесом, наклонной кабиной с ограждением, рабочим оборудованием, которое состоит из прямой стрелы, промежуточной секции и прямой рукояти. Стрела в свою очередь состоит из опорной части с гидроцилиндрами подъема и собственно сверхдлинной стрелы, которую при необходимости можно сменить на короткую для выполнения землеройных работ. Машина, в первую очередь кабина, должна быть защищена от падающих обломков. В защиту входят ограждение кабины и кожуха на гидроцилиндрах рабочего оборудования. Оператор работает в условиях запыленности, поэтому кабины устанавливают на платформу с механизмом наклона, герметизируют, снабжают климатической установкой. При необходимости на машину монтируют систему подачи воды в рабочую зону для подавления пылеобразования и обеспечения обзора зоны. Возможна установка видеокамер на стрелу и корму поворотной платформы.
Case CX470B HRD
Далеко не все производители экскаваторов выпускают машины для сноса со сверхдлинным рабочим оборудованием. Рынок остается довольно узким, хотя и показывал в докризисные годы впечатляющую динамику, и оценить его можно в 500...700 машин в год по всему миру. Из тех, кто поставляет технику в Россию, известны Liebherr, Caterpillar, Hitachi, Komatsu, Kobelco, Volvo. Сравнительно недавно к ним присоединилась JCB, чтобы не упускать возможностей на растущем сегменте техники для разрушения и сноса. New Holland, Case, Doosan также выпускают технику для сноса на базе своих экскаваторов.
Liebherr предлагает четыре основные модели – R934С, R944С, R954С и R974С, которые выпускает завод гусеничных экскаваторов в Кольмаре (Франция). «Младшая» модель построена на базе 35-тонного экскаватора R934C Litronic и оснащена трехсекционным рабочим оборудованием с рабочей высотой 20 м – прямой стрелой длиной 7,5 м, промежуточной секцией 2,1 м и рукоятью 5,2 м. Опорная часть стрелы и стрела снабжены быстроразъемными гидравлическими соединениями для сокращения времени монтажа стрелы или ее замены на землеройное оборудование. Машина работает с ковшами и гидромеханическими навесками массой от 1 до 2,5 т. R934C комплектуют усиленной ходовой частью в вариантах с фиксированной колеей 2400 мм (версия S-HD) или с гидравлически регулируемой колеей 2300...3200 мм (версия VH-HD). Кабина наклоняется на 30°. Ограждение кабины у Liebherr исполняют в двух вариантах – ограждение ветрового стекла, закрепленное на кабине, и более мощный вариант ограждения, прикрепленный к опорной платформе кабины.
Liebherr R974C VH-HD
Liebherr R954C во дворе завода в Кольмаре
Машину R944C на базе 44-тонного экскаватора комплектуют рабочим оборудованием рабочей высотой 21 либо 23 м. Для 21-метровой машины предусмотрены четыре ходовые части – нераздвижные S-HD и HD-SL (с увеличенной длиной и шириной) и раздвижные V (диапазон колеи 2400...2900 мм) и VH-HD (2380...3330 мм). Для 23-метровой машины доступны гусеничные тележки версий S-HD, V и VH-HD. Машины работают с навесным оборудованием массой от 1 до 3 т.
Модель R954C на базе 55-тонного экскаватора также выпускают в трех версиях – высотой 25,6; 28 и 34 м; они работают с навесным оборудованием массой до 3 т. Выбор ходовых частей значительно шире – три с регулируемой колеей и три с нерегулируемой, различающиеся размерами.
Последняя модификация «старшей» модели R974C с ходовой частью VH-HD показана на Intermat 2009. Эта машина на базе тяжелого экскаватора с массой в диапазоне 85...101 т в зависимости от комплектации оснащена 8-цилиндровым V-образным дизелем Liebherr мощностью 400 кВт, отвечающим нормам токсичности выхлопа Stage IIIA. Высота рабочего оборудования для сноса достигает 41 м. Рабочее оборудование включает длинную стрелу 17 м, промежуточную секцию 2,7 м и рукоять 13,5 м. Машина работает с гидромеханическим навесным оборудованием массой до 3 т. На выбор ходовая часть в двух вариантах – HD-EW с постоянной колеей 4588 мм и VH-HD c регулируемой колеей в диапазоне 3400...4700 мм. Усиленная ходовая часть предназначена для работы в тяжелых условиях. Масса машины с cоставным 25-тонным противовесом, ограждением кабины и опорной частью стрелы, но без рабочего оборудования составляет 108 т, а с рабочим оборудованием – 131 т.
Машины для сноса Liebherr оснащают специальной контрольной системой Liebherr Demolition Control. Система блокирует любые движения, влекущие снижение устойчивости экскаватора при достижении предела вылета стрелы.
Caterpillar предлагает также пять моделей машин для сноса – 325D L UHD, 330D UHD, 345D UHD, 365D UHD и 385C UHD, построенных на базе экскаваторов последнего поколения – серии D массой 30; 36; 45; 70 и 87 т с двигателями мощностью от 140 до 390 кВт. Выпускает их завод корпорации в Гослисе (Бельгия).
Caterpillar 330D UHD
Рабочая высота «младшей» модели 325D L UHD – до 17,3 м (по оголовку рукояти), максимальный вылет – 10,7 м с навесным гидромеханическим оборудованием массой до 3 т (масса навески включает массу крепежного кронштейна и механизма быстрой смены). Допустимый угол наклона стрелы по вертикали – 20°. Машину поставляют с удлиненной ходовой частью от экскаватора 325D.
У модели 330D UHD возможностей больше – рабочая высота до 21 м, вылет 13,8 м, наклон по вертикали до 25°, масса навески до 3 т. На выбор несколько вариантов ходовой части – удлиненная, удлиненная узкая (большее распространение получила в Южной Европе), удлиненная с гидравлически регулируемой колеей, усиленная удлиненная с увеличенной высотой и шириной и стандартная ходовая от «старшей» модели 345D. Эксплуатационная масса машины колеблется от 42 до 47 т в зависимости от комплектации. Предшественник этой модели 330CL был куплен в 2002 г. компанией «ФПК Сатори» для разборки нижних этажей гостиницы «Интурист».
Модель 345D UHD поставляют в двух вариантах комплектации – с оборудованием, обеспечивающим работу на высоте до 26 и до 28 м с регулируемой и нерегулируемой по ширине удлиненной ходовой частью: 26-метровая машина работает с навеской массой до 3,3 т, 28-метровая – с навеской до 2,5 т. Эксплуатационная масса 26-метровой машины – 47,5 т, 28-метровой – 53,5 т.
У машины 365D UHD рабочая высота до 33,1 м, максимальный вылет с навеской массой до 3 т составляет 21,6 м. Машину поставляют с удлиненной ходовой частью экскаватора 385С L. «Старшая» модель 385C UHD предлагает рабочую высоту 39,5 м, вылет 25,2 м, а допустимая масса навесного оборудования на максимальном вылете – 2,1 т.
К особенностям конструкции машин Caterpillar относится крюковой узел крепления стрелы к опорной части. В отличие от пальцевого соединения через проушины у Caterpillar верхняя пара проушин на опорной части заменена на крюки. Сделано это с целью упростить и ускорить соединение стрелы с опорной частью. От серийных экскаваторов машины для сноса отличаются усиленной рамой поворотной платформы и увеличенным противовесом. Усилена не только сварная конструкция, но в резьбовых соединениях использованы болты на 20 мм длинее и на 1 мм толще. Наклонные кабины оснащены ограждением, климатической установкой, полностью остекленной крышей.
JCB предлагает одну модель машины для сноса – JS330 HRD с удлиненной или удлиненной узкой ходовой частью c колеей 2600 и 2370 мм. Рабочая высота машины – 20,3 м. Стрела состоит из двух частей, узел крепления с крюковым соединением. Вторую часть можно заменить землеройной стрелой. Возможно исполнение с цельной стрелой. Длина стрелы – 10,8 м, промежуточной секции – 2,15 м, рукояти – 6,25 м. Поворотная платформа дополнительно защищена броневыми листами толщиной 10 мм, бортовая передача также закрыта, все РВД ходовой части проложены внутри рамы и гусеничных тележек. Наклонная кабина снабжена ограждением, кондиционер и систему климат-контроля устанавливают по заказу. Эксплуатационная масса машины – 39 т.
JCB JS330 HRD
В предложении Volvo СЕ фигурируют две модели для сноса со сверхдлинным рабочим оборудованием – EC360CHR и EC700BHR, построенные на базе 38- и 70-тонных экскаваторов. Стрела EC700BHR модульная, состоит из опорной части, промежуточной и оконечной. С полностью собранной стрелой рабочая высота машины 32 м, без промежуточной части – 29 м. Стрела EC360CHR состоит из двух частей, рабочая высота этой машины – 21 м. Вместо сверхдлинного оборудования можно смонтировать землеройное. По утверждению компании, на эту процедуру уходит не более получаса за счет узла крепления с гидравлическим пальцевым соединением. Для «младшей» модели предлагают удлиненные гусеничные тележки с гидравлически изменяемой колеей и фиксированной колеей. У «старшей» модели два варианта исполнения гусеничной тележки – с гидравлическим механизмом раздвижения гусениц и с механическим. Кабины, оборудованные ограждением, наклоняются на угол до 30°.
Volvo EC700BHR
Производственные возможности корпорации Komatsu позволяют выпускать одновременно две линейки техники – для рынков с повышенными и пониженными экологическими требованиями. В Россию поставляют экскаваторы серии Dash-7, в Западную Европу – Dash-8.
Komatsu PC340LCD-7
В серию Dash-7 входят две модели машин для сноса – PC340LCD-7 и PC450LCD-7, построенные на базе одноименных экскаваторов. Особенность стрелы в том, что она модульная и состоит из трех частей – опорной, или первой, по терминологии Komatsu, которая не демонтируется при транспортировке, второй, или промежуточной, и третьей, оконечной части. Части соединяют друг с другом через крюковые узлы. Нижнее пальцевое соединение с гидравлическим приводом. В зависимости от того, вставлена вторая часть или нет, варьирует рабочая высота – у PC340LCD-7 это 20,5 и 17,9 м (по оголовку рукояти), у PC450LCD-7 – 25 и 21 м. Машины поставляют с удлиненной, удлиненной узкой и ходовой частью с регулируемой колеей. Komatsu рекомендует использовать со своими машинами гидромолоты и гидроножницы Furukawa.
Серия Dash-8 расширена до трех моделей – PC240LC-8 HRD, PC350LC-8 HRD и PC450LC-8 HRD. Рабочее оборудование «старших» моделей аналогично седьмой серии, у «младшей» модели стрела состоит из двух частей, рабочая высота PC240LC-8 HRD – 15,1 м.
Японские компании Hitachi и Kobelco отличаются широким выбором техники для разрушения. Такой интерес к этой области вызван тем, что на сейсмически опасных Японских островах высотные здания строят с чрезвычайно прочной структурой, трудно поддающейся разрушению, и высока потребность в разнообразной по рабочим характеристикам технике.
Kobelco поставляет на внутренний рынок восемь моделей массой от 16 до 105 т, построенных на базе экскаваторов, и две модели на базе гусеничных кранов. Для европейского рынка доступны отдельные модели машин, что связано со сложностями их сертификации. Российский рынок в более выгодном положении, для него доступна практически вся линейка. Так, в 2002 г. «Мосстроймеханизация-1» для сноса пятиэтажек купила SK330LC Demolition за 400 тыс. долларов.
Kobelco SK1600D
Для каждой модели предусмотрены по две и более конфигурации рабочего оборудования. Основные конфигурации рабочего оборудования – землеройное с двухзвенной стрелой и короткой рукоятью, с прямой сверхдлинной стрелой и длинной рукоятью без промежуточной секции, со сверхдлинной стрелой, промежуточной секцией и рукоятью. Сверхдлинные стрелы для тяжелых и средних машин исполняют модульными из трех частей, что позволяет регулировать рабочую высоту и грузоподъемность машины.
Модели SK1600D и SK3500D построены на базе 100- и 200-тонных кранов. В 2002 г. SK1600D рабочей высотой 50,86 м была самой высокой машиной для сноса. С ее помощью можно разбирать 17-этажное здание. Несущая машина оснащена двигателем Isuzu 6WG1 мощностью 338 кВт.
У Hitachi насчитывается 20 моделей гусеничных экскаваторов массой от 8 до 150 т в специальной модификации для работ по разрушению – серия К. Машина для сноса получает более прочный цилиндр ковша, дополнительную гидроразводку для навесного оборудования, противоударную плиту на внутренней стороне рукояти, защиту нижней части переднего стекла кабины, увеличенный противовес, бронирование днища поворотной платформы, защиту гусеничной тележки, два воздушных фильтра, высокопроизводительный полнопоточный фильтр с индикатором засорения, износостойкие башмаки гусениц, ограждение кабины. Землеройное рабочее оборудование исполняют из листов увеличенной толщины, усиливают трапецию ковша, ковши для сноса также усилены. Сверхдлинное рабочее оборудование исполняют в конфигурациях со стрелой и длинной рукоятью, а также со стрелой, промежуточной секцией и рукоятью.
«Старшая» модель Hitachi Zaxis1400K
«Старшая» модель Hitachi Zaxis1400K рабочей высотой 50 м оснащена 4-секционной стрелой (8,5 м + 3 м + 5,2 м + 6,4 м), промежуточной секцией (7,2 м) и двухзвенной рукоятью (7,2 м + 10 м). Радиус действия этой машины – 26,7 м. Двигатель – Isuzu 6WGIX мощностью 338 кВт.
Область применения машин для разрушения и сноса узкая, и изготавливают их под заказ. В последние годы активизировался процесс ликвидации ветхого жилья. Начавшись с пятиэтажек, эта волна вплотную докатилась до девятиэтажек. Кризис остановил ее разбег, и теперь все находятся в ожидании, куда дальше пойдет экономика. В случае развития событий по позитивному сценарию снос девятиэтажных строений и выше станет экономически целесообразен. Очевидно, что тогда понадобится техника со сверхдлинным рабочим оборудованием. О негативном сценарии лучше не думать.